Дружба (бензопила)

 
Бензиномоторная пила «Дружба»
druzhba.bpd52«Дружба» — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в различных городах России.
История названия
Название «Дружба» было дано в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией, отмечавшегося в 1954 году.
Конструктивные особенности
Двигатель МП-1 конструкции ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко— одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий объём 94 см3, мощность 4 л.с.. Смазка двигателя — масло, смешанное с бензином. Двигатель и пильный аппарат выполнены в виде независимых узлов и соединяются друг с другом с помощью фланцевого соединения, фиксируемого хомутом (который крепится к ручкам пилы). Такая компоновка позволяет поворачивать пильный аппарат на любой угол, при необходимости быстро заменять отказавший узел. Благодаря функциональной завершенности и простоте крепления, двигатель бензопилы «Дружба» применялся для привода мотоблоков («Кумир», «Садовод»), водяных насосов («Скиф», ЦБН-1, ЦБН-2, ПМП-4), генераторов постоянного тока (ГЗ-106А) для заряда аккумуляторных батарей в полевых условиях, механических лебёдок для трелёвки леса, в лодочном моторе «Кама», в газонокосилках. Этот двигатель был популярен и у любителей строить технику своими руками. В 60-х годах в Московском авиационном институте были предприняты попытки форсировать этот двигатель и устанавливать его на сверхлёгких летательных аппаратах. Были изготовлены лёгкие вертолёты X-3, X-4, X-5, на каждом из которых были установлены винтомоторные блоки из 4-х двигателей «Дружба», работающих через общий редуктор на несущий винт. Ни один из аппаратов не прошел лётных испытаний по причине низкой надежности двигателей.
Модификации
За годы выпуска общая конструкция пилы осталась прежней, однако мелкие изменения вносились:
в 50-х — 60-х годах выпускалась модификация «Дружбы» с креплением ручек к крышке вентилятора, позже ручки стали крепиться к хомуту, связывающему двигатель и редуктор.
до конца 80-х годов выпускалась модель «Дружба-4А» с контактным магнето и карбюратором КМП-100 — снята с производства;
в конце 80-х годов применено электронное зажигание (от магнето бесконтактного МБ-1), пила получила обозначение «Дружба-4А-Электрон»;
в 90-х годах применён более совершенный карбюратор КМП-100У, пила получила обозначение «Дружба-4М» (производства ЗиД) и «Дружба-Алтай» (производства «Сибприбормаш»), применены пильные цепи современного типа.
На базе пилы «Дружба» была разработана более мощная пила «Урал».
На базе двигателя мотопилы «Дружба» был разработан двигатель СД-60 для привода стационарных установок (генераторов, насосов), отличавшийся от прототипа чугунной гильзой цилиндра, поплавковым карбюратором, 1043059538_0несъёмным тросовым стартером и наличием регулятора частоты вращения.
Достоинства и недостатки
Бензопила «Дружба» была разработана в начале 50-х годов и к концу века уже существенно устарела. Пила имеет большой вес — 12 кг. Изначально надежность пилы была высокая (ряд пил, выпущенных в 60-е годы находятся в рабочем состоянии до сих пор), но в 90-х годах значительно упала по причине заводского брака и производства мелкими фирмами, не обладающими необходимыми материалами и технологиями. Съёмный тросовый стартер неудобен и часто теряется. В конструкции пилы отсутствуют элементы, обеспечивающие её безопасность (кнопка «Стоп», тормоз цепи, функция Anti-kick). Тем не менее простая конструкция пилы и ее хорошая изученность в сочетании с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливают популярность «Дружбы» и в настоящее время.
К достоинствам пилы также следует отнести высокое расположение рукояток относительно плоскости реза, что позволяет оператору работать стоя в удобной позе (работа с современными пилами при валке деревьев производится в положении оператора на коленях).
Интересные факты
В Румынии название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано).
Название перешло на двуручную пилу, которая при работе ею требует согласованных действий двух человек, и за это в шутку иногда называется «Дружба-2».
В песне «Был побег на рывок» Владимира Высоцкого упоминается эта пила[1].
Один из первых образцов был сделан в шаражке недалеко от станции Лапшанга киевскими авиастроителями

Бензопила Дружба история создания

 
Бензопила Дружба — модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре51000002 1953 г. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается с 1955 года. В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в самых различных городах России.
Массовое производство бензопилы Дружба началось в 1955 году в Перми, а уже в 1958 году, на выставке в Брюсселе, изделие было награждено «Золотой медалью». Назвали бензопилу Дружбой в честь 300 летия воссоединения Украины с Россией, празднование которого пришлось на 1954 год, но в некоторых источниках упоминается совместная разработка советских и китайских специалистов, увековеченная в названии. Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания, применяемого в конкретной модели бензопилы, всегда фигурирует в названии. Если название Дружба 4 - мощность двигателя 4 л.с., если Дружба 4Э - двигатель тот же, только с электронным зажиганием. Силовой агрегат и двигатель выполнены независимыми и собираются на фланцевое соединение, что позволяет располагать пильный узел, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, да и замена узла, вышедшего из строя, довольно проста и не представляет особых трудностей. Легкое отсоединение двигателя и его неприхотливость, дали простор для творчества и широкого применения его домашними умельцами. С модели бензопила Дружба – 4А начинается применение автоматической смазки пильной цепи, что значительно увеличило срок службы, как самих цепей, так и направляющих шин. Шины выпускаются универсальными, допускающими применение цепей с различным шагом, при условии замены ведущих звездочек и работы демпферного устройства. Сцепление инерционное, приводящее цепь в движение увеличением оборотов двигателя, и не позволяющее глохнуть ему, при закусывании цепи или чрезмерной нагрузке. Сухой вес всех моделей составляет около 12 кг, а последние бензопилы Дружбы уже оснащены аварийным тормозом цепи. Из-за низких оборотов, двигатель бензопилы Дружба способен поглощать любые масла, а работа с низко октановым бензином и массовость производства позволили быть этой технике практически в каждом деревенском дворе России.
Двигатель бензопилы Дружба 4 состоит из следующих основных сборочных единиц:
картера 24, коленчатого вала 21 с шатуном, поршня 12 с поршневыми кольцами 11,
цилиндра 15, центробежной фрикционной муфты 17 и имеет системы:
зажигания, охлаждения цилиндра и выпуска отработанных газов, питания.
Цилиндр двигателя выполнен из алюминиевого сплава. Для повышения износостойкости
его внутренняя рабочая поверхность хромирована.
Герметичность кривошипно-шатунной камеры двигателя обеспечивается резиновыми
уплотнителями 5 и 20, паронитовой прокладкой 16 и бумажной прокладкой 25.
Фрикционная муфта состоит из двух частей — ведущей и ведомой. Ведущая часть муфты
установлена на хвостовике коленчатого вала двигателя и состоит из поводка 17 и двух
разрезных чугунных колец 26.
Ведомая часть муфты (ступица) 8 и установлена на хвостовике
ведущей шестерни редуктора.
Смазка подшипников коленчатого вала, рабочих поверхностей деталей кривошипно-2222_22
шатунной группы во время работы двигателя осуществляется маслом, входящим в состав
топливной смеси.
В систему зажигания бензопилы дружба 4 входят: бесконтактное магнето 7 и маховик 4 , провод
зажигания 11 и изолятор 10 (рисунок 3) с помехоподавляющим устройством и свеча
зажигания 10.
Магнето бесконтактное ЭМ-1
Принципиальная электрическая схема
магнето ЭМ-1
Все полупроводниковые элементы: пять диодов, тиристор, резистор и конденсатор
смонтированы в камере основания и залиты герметизирующим компаундом. В случае выхода из
строя одного из элементов в камере основания, магнето восстановлению не подлежит.
Магнето ЭМ-1 обеспечивает начало искрообразования на свече при частоте вращения
маховика 400—600 об/мин., поэтому проверку магнето на искрообразование следует
производить вращением коленчатого вала стартера с частотой не ниже указанной. При этом
необходимо учитывать, что температура искры, вырабатываемой магнето ЭМ-1, значительно
выше, чем от контактного магнето, и искра при дневном освещении трудно просматривается.
Это не является дефектом магнето. Магнето нормально работает при температуре до плюс 85° С
(температура корпуса магнето). При превышении указанного значения температуры при
эксплуатации бензопилы, электронный блок магнето может выйти из строя.
Во избежание преждевременного выхода из строя магнето ЭМ-1 следует соблюдать
правила эксплуатации бензопилы.
Магнето крепится двумя винтами к переходнику 4, который, в свою очередь, крепится к
картеру тремя шпильками с гайками 6 .
Искра между электродами свечи зажигания появляется в момент, когда поршень не
доходит до В." М. Т. на 2,55 мм, что соответствует углу поворота коленчатого вала до В. М. Т.
22°, который и является углом опережения зажигания.
На заводе-изготовителе при установке угла опережения зажигания против риски 7
на магнето ставится риска 3 на переходнике 4. При этом шпильки
переходника должны находиться в пазах картера в правом крайнем положении.
Положение переходника в картере фиксируется риской 5 на шпильке и на картере
двигателя. При установке магнето после его замены, после регламентных или ремонтных работ
в процессе эксплуатации бензопилы указанные риски необходимо совместить.
Маховик четырехполюсный, устанавливается на конусе коленчатого вала, фиксируется
шпонкой и крепится гайкой М10Х1. В ступице маховика на резьбе крепится храповик 6 для пуска двигателя стартером.
ВНИМАНИЕ. На бензопилу нельзя устанавливать маховик, имеющий три магнита
(полюса) от ранее выпускавшихся бензопил с контактным магнето.
Провод высокого напряжения одним концом вворачивается в патрубок вывода
высоковольтного трансформатора 5, второй конец имеет. резьбовую втулку для
соединения с изолятором 10.
Изолятор 10 выполнен из диэлектрического материала. В изоляторе на резьбе установлен
винт контакта 4 (рисунок 6). Подавление радиопомех, возникающих при работе бензопилы,
осуществляется демпфирующим сопротивлением в экранирующим колпачком 6.
Свеча зажигания с резьбой ввертываемой части М14><1,25 и размером шестигранника под
ключ. Нормальный размер зазора между электродами свечи 0,6—0,7 мм.
Охлаждение двигателя воздушное принудительное. Система охлаждения включает в себя
крыльчатку 3, отлитую за одно целое с маховиком, крышку картера 2 и дефлектор 1.
Воздушный поток создается крыльчаткой 3, по каналу, образованному крышкой картера 2
и картером 24 поступает через дефлектор 1 к цилиндру 15, обеспечивая его охлаждение. Забор
воздуха производится через защитную решетку крышки картера.
Для снижения шума выпуска отработанных газов и гашения искр двигатель
укомплектован глушителем 8.
Редуктор бензопила дружба состоит из корпуса 5 и двух конических шестерен— ведущей 4 (14
зубьев) и ведомой 12 (23 зуба),
На хвостовике вала ведущей шестерни установлена на шлицах ведомая часть фрикционной
муфты — ступица 8, а на валике ведомой шестерни — ведущая звездочка 13 пильной цепи. На
корпусе редуктора закреплен зубчатый упор 18, которым упирается бензопила в древесину при
пилении.
Смазка подшипников и зубчатого зацепления шестерен производится консистентной смазкой
Герметичность внутренней полости редуктора обеспечивается резиновыми уплотнителями
7 и 11.
Рама бензопила Дружба состоят из руля 8 с рукоятками и бензобаком 6 и стойки 10. Между собой
они соединены виброгасящим устройством, состоящим из дружины 9 и шарнирного узла 11.
Шарнирный узел показан на рис. 9. На нижней части стойки имеется хомут для соединения и
1255крепления двигателя и редуктора между собой.
Пильный аппарат бензопилы Дружбы 4 состоит из пильной шины 18 с ведомой звездочкой 19 и
пильной цепи 17. Шина крепится на шпонке редуктора шпилькой 21 и гайкой 22. Натяжение
пильной цепи регулируется винтом 16 натяжного устройства. Включение, и выключение
пильной цепи автоматическое центробежной фрикционной муфтой.
Рабочая длина пильной шины—46 см.
Пильный аппарат для пиления в горизонтальной плоскости (для валки деревьев) и для
пиления в вертикальной плоскости (для раскряжевки хлыстов, распиловки дров) переводится
поворотом редуктора на 60—90° при ослабленном зажиме хомута рычагом эксцентрикового
зажима 13 .
Конструкция стартера приведена на рисунке. При вытягивании троса за рукоятку 11 при
пуске бензопилы валик 4, вращаясь, выдвигает вперед храповик 6, который входит в зацепление
с храповиком двигателя и вращает коленчатый вал. При этом пружина 8 закручивается. После
пуска двигателя храповик стартера выходит из зацепления с храповиком двигателя, а пружина
8, раскручиваясь, производит намотку троса на барабан.
Система питания бензопилы состоит из бензобака 6 с отстойником,
топливного крана 5 с фильтром, карбюратора КМП-100АР или КМП-100У, бензопровода 4 и воздушного фильтра 12 .
Очистка топлива от механических примесей осуществляется сетчатыми фильтрами 2
и 16 .
Воздушный фильтр осуществляет очистку воздуха, поступающего к карбюратору Дружбы 4 от
опилок и грязи. Работать с неисправной сеткой воздушного фильтра не рекомендуется.
Карбюратор Дружба 4 КМП-100АР беспоплавковый мембранный, состоит из
следующих основных узлов: корпуса диффузора 9, корпуса топливной камеры 2, диафрагмы 10
с обогатительной кнопкой 12, крышки 13, дросселя 8, с иглой 4 и стаканчиком 6, троса
управления дросселем и воздушного фильтра 5.
Уровень топлива в топливной камере при работающем двигателе поддерживается
диафрагмой 10, путем воздействия ее на пружину 11 и на рычаг с клапаном 14, за счет разности
между атмосферным давлением и давлением в топливной камере.
Количество рабочей смеси, поступающей в цилиндр двигателя, определяется положением
дросселя 8 с иглой 4 в корпусе диффузора.
Кнопка 12 служит для заполнения топливом карбюратора перед пуском двигателя.
По каналам, проходное сечение которых регулируется винтами 3 и 15 топливо поступает к
распылителям. Распыленное топливо (рабочая смесь) за счет вакуума поступает в картер,
откуда при движении поршня к Н. М. Т. по каналам цилиндра поступает в надпоршневое
пространство.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ бензопилы Дружба 4
Бензопила в сборе «Дружба-4М Электрон»
Сухая масса бензопилы без стартера, кг 12,5
Движение бензопилы при валке справа налево
Производительность пиления, cм2/с 75
Скорость резания при частоте вращения
коленчатого вала=5000—5400 мин-1
(расчетная), м/с 9,6
Система смазки пильной цепи автоматическая
Взвешенное суммарное виброускорение на рукоятках
бензопилы, м/с2, не более13,67
Уровень звука дБА, не более 105
Габаритные размеры:
длина 865
ширина 460
высота 500
Двигатель бензопилы Дружба 4
Диаметр цилиндра 48
Мощность двигателя после 25-часовой обкатки
в эксплуатации, кВт, (л. с.) 3 (4±0,5)
Расход топлива на режиме максимальной
мощности, г/кВт-ч (г/л. с. ч.), не более 720 (530)

 

Ремонт бензопилы Дружба

 
Контактное зажигание
Контактное зажигание на «Дружбе» весьма чувствительно к различным маркам бензина и масел и многим доставляет массу хлопот. Элементы такого зажигания не ремонтопригодны и недешевы. Мы рекомендуем владельцам старых бензопил заменить контактное зажигание на электронное зажигание. Это избавит от постоянных проблем с его регулированием и, в конечном итоге, сэкономит деньги.
Если свечи мокрые - значит, переливает карбюратор. Устраняем проблему, слегка подогнув бензиновый клапан внутрь. Этим мы ограничим количество поступающего топлива в камеру сгорания.
Регулировка карбюратора
Топливный винт закручиваем до упора и на три оборота отвинчиваем; воздушный винт закручиваем до упора и отвинчиваем на два оборота. Возможно, понадобится уплотнить соединение карбюратора с цилиндром, чтоб не было «подсоса» воздуха — еще одной возможной причины неработоспособности пилы. Можно применить специальный герметик или обернуть переходную муфту полоской тонкой жести. Вообще, все соединения, в том числе бензиновых трубок, мембраны карбюратора, должны быть герметичными, это залог качественной работы бензопилы.
http://www.hozvo.ru/newspaper486/rub8/art1440.html
http://zazsila.ru/news/2011-03-13-36
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F0%F3%E6%E1%E0_(%E1%E5%ED%E7%EE%EF%E8%EB%E0)