Шинная мини-пилорама

 
Не так давно на рынке лесопильного оборудования понятие как «шинная мини пилорама». Сейчас __________________www_sibpilorama_infoминипилорамы пользуются большой популярностью и широко представлены разными производителями. В чем же их уникальность и особенность?
Профессиональные устройства по распиловке круглого леса подразделяются на три вида: шинная пилорама, рамная пилорама и ленточная пилорама.
Любая рамная пилорама – это весьма массивное профессиональное устройство для обработки древесины. Пилорама используется для продольной распилки брусьев и брёвен различных пород леса на пиломатериалы. Распиловка леса производиться циклическим движением рабочей рамы с установленным на ней набором (поставом) пил по направляющим. Рамные пилорамы применяются обычно на больших стационарных лесопилках.
Дисковая пилорама распиливает бревна несколькими дисками. При этом диски могут помещаться в различных плоскостях. Технологические возможности дисковой пилорамы допускают распилить брёвна с большой точностью размеров.
цепные мини пилорамы
Ленточные пилорамы - лесопильные устройства с приемлемым соотношением цена/качество, что позволяет организовать эффективное и прибыльное предприятие по переработке древесины. По сравнению с рамными пилорамами ленточная пилорама позволяет экономить перерабатываемый лес. Распиловка древесины осуществляется в горизонтальном положении, движением каретки с рабочей рамкой по неподвижно расположенному обрабатываемому бревну. Частым применением ленточной пилорамы является распил леса на доски, брус требуемой толщины. На ленточных пилорамах распил леса может быть горизонтальным и вертикальным. Они используются обычно на деревоперерабатывающем производстве и в частных фермерских хозяйствах. Рабочим инструментом для ленточных пилорам является ленточная пила шириной до 40 мм, приводимая в движение электромотором. Ленточные пилорамы имеют малый пропил и хорошим выходом пиломатериала по обрезной доске, до 75%. К другим плюсам ленточной пилорамы относится быстрая регулировка распила под каждую конкретную доску, иметься возможность распиловки бревен крупных размеров и чистота поверхности пила. Недостатком ленточных пилорам можно выделить техобслуживание пилы. Отработавшему полотну требуется «остыть» не менее 15 часов (в течении отдыха ленточная пила восстанавливает свои механические свойства). Затем зубья требуется заточить, и развести (чем мягче дерево и больше диаметр бревна, тем сильнее должен быть развод зубьев), что требует соответствующей квалификации от мастера-заточника, так как некачественная подготовка ленты неминуемо отразиться на точности и качестве распиловки.
Отдельным типом пилорам является мини-пилорама. Минипилорама разработана для тех, у кого есть необходимость в производстве малых объёмов материалов, для получения особых размеров продукции и для переработки нестандартного леса. На мини-пилораме мастер без посторонней помощи и особо труда сможет распилить брёвна на рейки, доски и брус нужных размеров.
Работа шинных мини пилорам схожа с работой ленточной пилорамы: бревно неподвижно фиксируется на mpc_img1_0станине, а рабочая каретка с режущим инструментом двигается вдоль обрабатываемого бревна по направляющим. Но вместо ленточной пилы на шину устанавливается цепная пила. Паз распила цепной пилы немного шире, чем у дисковой пилы. Но при точно подобранной цепи, паз может получиться заметно уже. В работе с мини пилорамами допускается использовать и бензопилы и электропилы.
Мини пилорама удобна и проста в применении и не требует от мастера каких-то особых навыков и опыта распиловки. Главный конек шинной минипилорамы – мобильность. Их можно назвать "передвижные пилорамы". Вы сами можете легко перевезти мини пилораму туда, где она вам требуется - будь то бревна в лесу или дачный участок. Благодаря этому возможно работать в удобное время и там, где вам удобно. Все мобильные пилорамы малых размеров и изготовлены из легкого, но прочного материала. Для перевозки мини-пилорамы вполне хватает обычного семейного автомобиля.
Помимо прочего, мини пилорамы имеют высокую износостойкость, а благодаря простой конструкции ремонт не представляет сложности и при необходимости осуществляется на месте.
В сравнении с другими типами пилорам в минипилораме можно определить целый ряд преимуществ: точность, высокое качество распиловки древесины, компактность, простота конструкции, невысокая цена, малый вес, надёжность, легкость транспортировки, экологически чистый, экономичность в использовании и не шумный вид пилорамы, установки и настройки, возможность работы в лесу на делянке и быстрый ввод в эксплуатацию.

 

Цепная мини-пилорама: устройство механизма

 
Прошу прощения, что не сразу написал про устройство пилорамы. Сегодня наконец-то это обещание исполняю.
gallery_0237_1033Пилораму изготовил за несколько месяцев. http://vderevnu.ru/community/100/1486 Но это не значит, что все это время я не выпускал из рук болгарку и сварочный держак. Немало времени ушло на обдумывание, - что да как. Потому что фото таких пилорам видел в инете, а вот конкретные детали изготовления пришлось продумывать самостоятельно,  и не всегда решения приходили быстро.
Пилорама пилит любую древесину — лучше свежезаготовленную, тяжелее — высушенную, как у нас гоорят — запаренную. Легче пилит хвойные бревна, лиственные мягкие породы — ольха, клен, тополь, осина, тяжелее — вяз, ясень, дуб. Всех тяжелее было работать с запаренной акацией. Очень твердая, плотная древесина у этой породы.
Максимальную длину бревна пилорама способна распилить длиной 7 м, макимальный диаметр бревна — 40 см. Скорость пиления — 3 метровую доску из сосновой заготовки диаметром 25 см пропиливает за 7 минут. За день распилил 12 бревен акации белой, сменив три цепи.
Минипилорама — скорее правильно назвать распиловочный станок, представляет собой сварную раму из прямоугольных труб 60 Х 30 мм. Заготовки резал болгаркой, варил инверторной сваркой. Все выступающие концы труб заторцевал полосой.
Одна пара стоек рамы  служит для опоры, на второй паре стоек  смонтирована подвижная рама, на которую через резиновые подушки укреплена стальная плита 35 на 35 см толщиной 8 мм. Подушки установлены с целью снижения вибрации. На плиту установлен двигатель с вертикальным валом Briggs&Stratton; Series 650 с вертикальным коленвалом. Пока заводится и работает ровно, расход бензина (Аи-92) небольшой. Запуск — ручной, шнурком.
На вале двигателя напресован алюминиевый с двумя ручьями профиль А. Усилие от двигателя передается через два ремня размером 750 профиль А на такой же по диаметру шкив на режушем кронштейне. Шкивы диаметром по внешней кромке 80 мм приспособил от мотоблока Нева МБ-2. Но на вал двигателя пришлось растачивать у токаря.
Ведомый шкив через валик, который вращается на двухподшипниках (204) передает усилие на звездочку, а за тем на пильную цепь. Натяжение цепи и ремней вручную, с фиксацией в обеих случаях двумя болтами с гайками. На натяжитель цепи ставил дополнительный натяжной болт, но в последствии от него отказался за ненадобностью. Достатьчно усилий щипцов, чтоб цепь была натянута. Точно также натягиваю ремни — чуть отпускаю гайки и утаряю в торец кронштейна молотком, подтягиваю гайки — и всё. Для облегчения работы цепи она постоянно смазывается машинным маслом. Для масла приладил канистрочку из-под нигрола (цвет подошел к краске:)), краник от бензопилы «Дружба».
Для установки долщины выпиливаемой доски установлен вертикальный винт, при вращении которого рамка перемещается с пильным агрегатом. Поначалу размер выстявлял по линейке. Теперь стал опытным рамщиком и устанавливаю толщину по оборотам винта (как алкаш меряет водку по булям:))
Пилорама устанавливается на направляющие рельсы посредством 4 опорных роликов. Ролики переделал из 0956натяжителей от «Невы». Заказывал, и пришлось выкупать, не смотря на цену — по 700 р, можно заказать токарю, обойдется дешевле.
Перед пилением бревно зажимается в двух местах на опоры. Одна опора крепит бревно сбоку, вторая в торец бревна. На снимках устройство этих деталей должно быть понятным.
Закреив бревно, надо открыть кран на бачке с маслом, запустить двигатель, и, опутив рамку винтом, начать движение пилотамы. Усилие, с которым пилорама перемещается по рельсам, небольшое. Зависит от толщины бревна, сучковатости и породы дерева, его состояния — свежее и сужое, а также от наточенности цепи.
Цепь и шина — специальные для продольной распиловки. Чем острее цепь — тем легче пилить. В день приходится менять 2-4 цепи. На фото видны характеристики шины и цепи. Цепи 8 шт. и две шины выписывал зимой из Питера, через интеренет торговлю.

 

Цепи, шины, звёздочки - увеличиваем срок службы

 
Для владельцев цепных пилорам и бензопил с приспособлениями для продольного пиления весьма актуален вопрос продления срока службы режущей системы. Большие эксплуатационные нагрузки при продольном распиле приводят к быстрому износу цепей, звёздочек, шин. Попытаемся выяснить основные причины износа пильной гарнитуры и по возможности свести их к минимуму.
1. Ведущая звёздочка для цепной пилорамы
Начнём разбор полётов с ведущей звёздочки, так как именно эта маленькая деталь испытывает максимальную нагрузку, приводя в действие режущую систему нашей пилорамы (бензопилы).  Качественные ведущие звёздочки изготавливают методом порошковой металлургии, они способны выдерживать очень большие нагрузки и устойчивы к истиранию.
Но, увы, ничто не вечно и, несмотря на свою прочность, ведущие звёздочки довольно быстро изнашиваются, постепенно приходя в негодность - сказываются жёсткие условия эксплуатации и более высокие нагрузки при продольном пиление. После первоначальной притирки с пильной цепью, у ведущей звёздочки начинает снашиваться рабочая грань. Когда износ достигает критической точки, звёздочка разрушается, разламываясь пополам.
Продолжительность срока службы ведущей звёздочки зависит от длинны шины - чем длиннее шина, тем быстрее звёздочка выходит из строя (с длинной шины возрастают нагрузки).  Значительно сокращает срок службы ведущей звёздочки сильное натяжение цепи, вибрационные нагрузки и рывки, которые могут возникать из-за неправильной подготовки цепи или вследствие конструкционной особенности пилорамы. В этом плане сильно проигрывают цепные пилорамы с одной точкой крепления шины. Кто работал на такой 263_1_0пилораме, тот нас поймёт.
Стоимость ведущей звёздочки около 5 у.е. - сумма небольшая, так что лучше заменять её при любых сомнениях в надёжности.
2. Шина для цепной пилорамы
С шинами всё намного сложнее. Несмотря на довольно большое разнообразие шин, которые можно было бы использовать для продольной распиловки древесины, нас в основном "кормят" шинами Oregon (50см/ 1,3 / 3/8 / 72). На данный момент это самая распространённая шина для цепной пилорамы.
Раньше качество подобных шин было на высоте (их можно отличить по шести клёпкам на опорной звёздочке), теперь же сильно упало - звёздочки стали "сыпаться" гораздо быстрее. Насколько мы понимаем дело в качестве металла звёздочки и подшипника. Качество самой  шины  осталось прежним - вполне приемлемым.
Все детали узла ведомой(опорной) звёздочки, как правило, изнашиваются одновременно и требуют одновременной замены, что в данном случае невозможно - нет в продаже. А ведь переклёпка опорной звёздочки дело несложное и шины могли бы ещё послужить.
Звёздочки качественных шин выходят из строя из-за износа рабочих граней.
В любом случае у пильной шины в первую очередь выходит из строя звёздочка. Исходя из этого, можно было бы сделать вывод, что для цепных пилорам и бензопил с приспособлениями для продольной распиловки целесообразнее применять шины со сменными наконечниками (носками), если бы не одно но - цена таких шин.
Значительно увеличивает ресурс ведомой звёздочки подводка смазки непосредственно к её подшипнику. Реализовать подобную систему смазки при крепление шины в двух точках достаточно просто, а вот владельцам цепных пилорам с креплением шины только около двигателя, придётся значительно модернизировать конструкцию.
Для уменьшения износа рабочих граней ведомой звёздочки и предотвращения преждевременного износа подшипника следует приобретать шины исходя из предполагаемого диаметра леса для распиловке, с запасом не менее 50 мм (носок шины не должен полностью входить в бревно). Также  важно почаще переворачивать шину. Переворачиванием шины удаётся добиться равномерного износа роликов ведомой звёздочки. Когда шина, при продольной распиловке, продолжительное время находится в одном положение, ролики подшипника снашиваются под конус, что не есть гуд.
3. Цепи для бензопил и цепных пилорам
Цепь является "краеугольным камнем" всей режущей системы, во многом, именно от неё зависит, сколько прослужат шина и звёздочки,  не говоря уже о качестве получаемых пиломатериалов и о комфорте работы.
Для продольной распиловки используются специальные цепи, от обычных они отличаются углом заточки режущей грани. У обычных цепей для бензопил угол заточки равен 30°, у цепей для продольной распиловки 10°. Для цепных пилорам, как впрочем, и для мощных бензопил подходят цепи с шагом 3/8 и 0,404 дюйма.
Угол заточки 10° имеют заводские цепи для продольной распиловки, 10° - это усреднённое значение для всех видов древесины, но отнюдь не оптимальное. В реальных же условиях его часто приходиться изменять экспериментально, в зависимости от вида и качества распиливаемой древесины. Поэтому угол заточки может колебаться от 6° до 20°.
При каждой заточке режущих зубьев цепи необходимо также стачивать и ограничитель реза. От высоты ограничителя зависит очень многое. Так, если ограничитель сточен излишне, будет быстрее снашиваться "пятка" звена, увеличиться вибрация и нагрузка на всю систему в целом. При недостаточном стачивание значительно снизиться производительность пиления.
От правильности заточки цепи зависит очень многое - почти всё! ( Заточка бензопильных цепей )
Во время работы цепь движется с очень высокой скоростью, при этом постоянно соприкасаясь с шиной, что ведёт к постепенному износу их обоих. Рабочие грани шины со временем утрачивают правильную плоскую форму и на них появляется заметное углубление. Новая цепь, установленная на такую шину, изнашивается намного быстрее.
Поэтому, если у Вас большой объём работы, следует приобретать несколько цепей одновременно и использовать их по очереди, например - заменять затупившуюся цепь новой. Так у Вас будет несколько цепей с хорошей притиркой к одной шине. При сильном износе рабочих граней шины допустимо один раз обточить их до плоской формы, желательно на алмазном диске. После обточки на шину можно устанавливать новые цепи.
Ну, и конечно же не стоит забывать о качественной смазке - "Кашу маслом не испортишь".
 
http://lesopilka777.ru/piloramy/38-sekrety-raspilovki/88-tsepi-shiny-zvyozdochki-uvelichivaem-srok-sluzhby.html?showall=1
http://mw36.ru/pages/shinnaya_pilorama.html
http://derevnyaonline.ru/community/100/1859