Орнаменты домовой резьбы

 
Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.
Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.
Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.
Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.
«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это 3dfd749bdb2atне только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.
Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В. Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).
Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).
Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.
Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».
Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.
 
С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.
Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.
Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью x158русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.
Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.
Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

 

Деревянные узоры согревают душу

 
Горожане устают от окружающего их камня, и на природе, среди деревьев, им хочется обитать в доме из тёплого, дышащего материала. Это тем более обоснованно, что традиции деревянного строительства на Северо­Западе имеют тысячелетние корни. Старая резьба на исторических зданиях любовно реставрируется, но и на новых загородных домах из дерева всё чаще можно увидеть резные узоры, стилизованные под старину.
Всё чаще можно увидеть, что в качестве загородного дома используется деревянное строение — либо настоящая сельская изба, либо её осовремененная копия. Мода на деревянные загородные дома стремительно возвращается.
Весь мир в окошке
К сожалению, за последние лет деревянная резьба сдала свои позиции. Требования к утилитарности и дешевизне отделки отодвинули на задний план ненужные как будто украшения, хотя в тех районах, где традиционно была развита резьба, её продолжали делать — в небольших уже количествах.
Плотников, которые могли выполнять эту тонкую работу, осталось очень мало. И постепенно стали утрачиваться знания, которыми раньше обладали многие деревенские люди — что означают те или иные символы в резьбе. Нынче почти никто из хозяев домов с такими украшениями не знает, что это не просто dizaynersky-uzor-derevyannogo-pola-192деревянные завитушки, а повторение древних языческих символов.
Язык этих таинственных древних знаков теперь понимают только этнографы да реставраторы, археологи и художники. Но постепенное вырождение традиций началось ещё раньше — даже многие мастера, которые резали по дереву уже в XIX веке, лишь бессознательно копировали старые образцы.
А ведь в резных узорах можно увидеть весь мир древнего человека, как он его понимал. Дуга, полукруг — это радуга. Славяне верили, что радуга служила мостом между землёй и небом, от согласного существования которых зависело благосостояние и даже жизнь человека. Конечно, это не только славянская мифология, например, наши карелы — финно­угры по крови — сохраняют не менее интересную резьбу.
Если на доме мало резьбы, то она сосредоточена, прежде всего, на обрамлении оконных проёмов. Это делалось не столько для красоты, сколько для безопасности. Окна, в представлениях древних людей, не только соединяли жилище с «улицей», но и с потусторонним миром. Чтобы нечисть или дурной человек не могли ничего увидеть в доме, заглянув в него снаружи, проёмы и ставни покрывались «охранительными знаками» — оберегами.
От злых сил защищали, прежде всего, знаки с солярной, т. е. солнечной символикой — колесо с разным количеством спиц, но обязательно чётным. Но шестилучевое колесо было символом не только солнца, но и грозы. Колесо с шестью спицами часто помещали на причелинах (балках, закрывающих торцы матиц, потолочных балок). Считалось, что в такой дом не ударит молния.
Довольно часто встречаются изображения «бегущего» солнца: дугообразные линии внутри круга создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами. Не во всех районах Северо­Запада сохранились солярные мотивы, поскольку они довольно сложны в исполнении, проще сказать, где их много. В районе города Боровичи в Новгородской области множество деревянных домов украшено именно солярными символами.
Откуда львы и виноград на Севере?
Где солнце — там и земля. Символ земли, тоже часто встречающийся в орнаменте,— это ромб или квадрат, иногда разделённые на четыре части. Символом земли была и знаменитая Берегиня, Житная Баба, Рожаница, Макошь — это мать­земля, мать урожая, отголосок древнего матриархата. Изображалась она конусом с шариком сверху. Часто по бокам ей сопутствуют два символических всадника. Как оберег часто использовали изображение Змея — или несколько змеек в орнаменте, или один крупный по центру.
В резьбе нашли отражения и осадки: древние люди полагали, что дождь берётся откуда­то из бесконечных небесных запасов, хлябей небесных, и изображали его капельками — очень популярный до сих пор орнамент. Любопытно, что изображение солнца никогда не размещалось выше параллельных линий или узора из «городков»: хляби относились к «верхнему небу», а солнце и Луна ходили по «среднему небу».
Плотники использовали и растительный орнамент, и изображения животных. Например, на наличнике одного из валдайских домов можно увидеть сцену охоты — собаки бросаются на оленя. При этом в некоторых старинных городах и сёлах можно вдруг найти мотивы, характерные для других регионов,— видимо, мастера побывали где­то далеко, увидели красивый образец и разнообразили им свои изделия.
Связано это было и с переселением людей. Например, в карельском Заонежье можно увидеть порой избу с резьбой, характерной для Смоленской области, хотя на Смоленщине совершенно другой тип исполнения наличников. Заонежские русские часто используют такие узоры и мотивы, которые они могли подглядеть только в старинных книгах, ибо ни виноградных лоз, ни павлинов они видеть живьём не могли.
А у жителей Архангельской губернии были популярны птица Сирин и лев — тоже книжного происхождения фигуры. Их часто изображали на фронтонах домов возле чердачного окна.
На многих послевоенных домах, украшенных резьбой, в наличниках видна пятиконечная звезда. Конечно, такая звезда (пентакль) не была эксклюзивной выдумкой большевиков, но после Великой Отечественной войны она стала символизировать победу нашего народа над врагом. Хотя у египтян эта звезда называлась Звездой Изиды, а у германцев — символом Валхаллы (Валгаллы), славяне приписывали ей значение матери­земли и использовали изображение как амулет или оберег. Старинный символ легко вписался в послевоенное сознание людей, хотя его первоначальное значение уже никто не помнил.
Свастика — не от фашизма, а крест — не от христианства
Разумеется, в разных областях Северо­Запада резьба неодинакова — и дело не только в моде. Академик Вячеслав Орфинский, петрозаводский архитектор­реставратор, изучавший деревянную резьбу много лет, прослеживает, как меняется с юга на север характер резьбы. Если на юге Вологодчины (не говоря уже о нижегородских, ярославских и тверских деревнях) резные украшения, как правило, глухие, т. е. узор не прорезан насквозь и имеет вид барельефа, то чем дальше на север, тем «воздушнее» становятся деревянные детали.
По мнению Орфинского, это вызвано нехваткой света: северная природа сурова, солнца не так много, поэтому хочется создать иллюзию его присутствия. Важнейшее средство архитектурной выразительности в условиях Севера — именно ясно читающийся силуэт, поэтому и резьба подчинена той же задаче.
Ещё одна тенденция хорошо заметна при продвижении на север: узоры и детали становятся крупнее, геометрически более выражены. В Тверской области изобилие мелких деталей глухой резьбы подчёркивается в основном прокрашиванием их разной краской.
В северных регионах дома часто не обшивают, а обшитые не принято красить, а уж резьбу — тем более. Но крупные воздушные узоры на карельских и архангельских домах видно даже на общем сером фоне избы.
Очень любопытно оформление наличников и ставень. Кстати, ставни — деталь скорее южная, нежели северная (как и «резной палисад»). На севере дома стоят так широко друг от друга, что отгораживать забором пространство перед фасадом никому в голову не приходит, там если и огородят, то только плетнём огород от скота.
Глухие заборы, чтобы сосед не видел соседа,— это прерогатива южан. Так и со ставнями: чем южнее, тем сильнее хочется закрыться от жаркого солнца или от пришлых людей, тогда как на севере эти проблемы не считаются существенными.
При этом традиционная карельская резьба отличается от русской. Карелы используют те же мотивы, которые прослеживаются в народной вышивке — приверженность к определённым геометрическим решениям и их сочетаниям. Выразительнее всего именно карельские мотивы прослеживаются в украшении причелин и кистей.
Кстати, если причелина — это архитектурная деталь дома, которую можно украшать, а можно и так оставить, то кисть (иначе — полотенце, резная доска, спускающаяся с конька крыши) имеет сугубо декоративное назначение. Обе детали абсолютно нехарактерны для южных районов Северо­Запада. Узор на кисти содержит множество символов и оберегов, например, крест, вписанный в круг, просто крест, часто «солнышко» в разных видах (от многолучевого до фактически свастики).
Кстати, свастика — вовсе не символ фашизма, как думают многие, а гораздо более древний знак, к сожалению, теперь нагруженный таким отрицательным значением. И финно­угры, и славяне традиционно использовали символ свастики, о чём после Второй Мировой войны предпочитают помалкивать — даже национальные костюмы с такой вышивкой никогда не экспонируются в музеях, хотя есть в коллекциях.
Точно так же в карельской резьбе крест — не символ христианства, как уверяют не слишком образованные современные неофиты, а символ земледелия. А карелы все­таки народ, прежде всего, земледельческий, охота и рыболовство для них важный промысел, но отнюдь не главнейший. Да и христианизация здешних земель была довольно долго достаточно формальной: при наличии погостов и священников большая часть населения в быту придерживалась языческих обрядов.
Не каждое дерево станет узоромornam
Очень важно оформление наличников, на это всегда обращают внимание. Хотя наличник — это всего лишь доска, которая должна прикрывать щель над окном (кстати, в северных районах окно, независимо от формы переплёта, одностворчатое, причём ещё в довоенное время окна часто не открывались, рама просто вынималась, а на зиму вставлялась вторая рама, тоже без петель).
Но и эту доску можно украсить самым причудливым образом. Любопытно, что многие северяне использовали абсолютно барочную форму наличников. Академик Орфинский объясняет это тем, что крестьяне ходили на заработки или по торговым делам в города и видели там каменные здания, поразившие их своей красотой, вот умелые плотники и захотели повторить эту красоту, но в дереве. Получилось очень своеобразно.
Причём, если русские старались повторить в дереве каменные детали как можно ближе к оригиналу, вплоть до изображения корон и орлов, то карелы и вепсы за коронами не гнались, но обязательно добавляли то ёлочку, то шишечку, то человечка для местного колорита. И практически не использовались в Карелии наличники, имеющие форму «мостика» — прикрывающие пространство и над окном, и по бокам сверху.
А вот в Новгородской, Псковской, Тверской областях такая «сливная доска» с глухой резьбой встречается очень часто.
Поскольку на Севере дома строили большие, то у них обычно бывал второй этаж. Зажиточные хозяева могли позволить себе балкон, который тоже оформлялся крайне затейливо — там и столбики кручёные (резьба, имитирующая металлическое кручение), и балясинки резные, и решётка со сквозным узором. Справным хозяином считался тот, кто в праздник мог выйти на свой балкон, чтобы это было видно с улицы. Верх зажиточности — это командовать своими работниками с балкона.
Во многих местностях Северо­-Запада лучшим материалом для резьбы считали сосну. Некрашеная, она со временем желтеет, приобретает медовый оттенок. Зато осина с возрастом темнеет и приобретает шелковистый серый блеск — осиновый лемех на главках деревянных северных церквей в солнечный день издали можно принять за металл.
Для резьбы применяли и липу — она мягкая, пластичная, но недолговечная. Дуб же для таких целей был слишком дорог, только если что­то оставалось в обрубках от строительства. А вот лиственницу использовали только на строительство, не на украшение: её древесина не гниёт, зато очень хрупка и легко колется, поэтому резные детали из неё не получаются.
Узор вырезают по целой отшлифованной доске. Доска эта не должна иметь сучков и повреждений, иначе проживёт такое украшение недолго, а то и вовсе расколется при изготовлении. К счастью, многие современные плотники знают все эти приёмы и хорошо наследуют традиции предков. Например, в селе Винницы Подпорожского района все знают дом плотника Радаева — мимо него равнодушно проехать невозможно. На вполне современной избе столько деревянных украшений, что она кажется сказочным теремом. Это своеобразная самореклама мастера и, надо сказать, весьма убедительная.
Но не только Радаев пропагандирует своим искусством старинную резьбу. В некоторых местностях, особенно в Вологодской области, где всегда была очень развита резьба, новые дома стали украшать старинными образцами, взятыми явно из книг. Традиции остаются с нами.
Текст и фото: Татьяна Хмельник, Александр Потравнов
«Землевладелец Северо-Запада» № 5 (65), 2011 г
 

Наличники для окон своими руками

 
Евгений Битюрин рассказывет о том, как легко изготовить красивый наличник для окна своими руками.
Все мы знаем и помним, как красивы резные наличники на окна, которые были в прошлом почти на каждом сельском доме. Были умельцы, с помощью незатейливых инструментов создавали самые настоящие шедевры. А ведь согласитесь – наличники украшают дом. Все-таки даже при нынешней моде на функциональность, согласитесь, приятно было бы видеть на окнах своего загородного дома ажурные, изящные наличники. Мода на красоту никогда не уйдет, ведь человек всегда неосознанно стремиться к красоте. Как вы уже, наверное, догадались, речь сегодня пойдет о резных наличниках на окна.

Как уже говорилось элементы декора украшают фасад дома. К наличникам это имеет самое прямое отношение. Для изготовления наличников не нужно каких-то сложных инструментов. Наличники на окна своими руками, при наличии простых навыков может сделать каждый. Необходимы: топор, фуганок, рубанок, для изготовления шипов понадобится ножовка с мелкими и ножовка с косыми зубами, поперечная ножовка, инструмент, применяемый для резьбы. Если есть элементы плоскорельефной резьбы применяется последний инструмент. Дополнительно могут быть нужны электрическая дрель, крепеж и сверла по дереву. Ну и если вы будете делать накладную резьбу с криволинейными контурами, понадобится лобзик.
1222876206_1-29Итак, рассмотрим эти инструменты подробнее.
Инструменты для запиливания шипов и проушин.
Так называемое, специальное устройство для запиливания шипов и инструмент, применяемый для резьбы. Несмотря на мудрёное название устройство для запиливания шипов делается своими руками. Между тремя рейками из дерева укрепляются два лезвия от продольной ножовки с мелкими зубьями. Работает это следующим образом – одна из пил запиливает шип, другая запиливает проушины. У пилы, которая запиливает проушины лезвия, располагаются близко друг к другу.
Применяется этот инструмент очень просто. На предварительно размеченный торец элемента накладывается лезвие, пропиливается два реза параллельных между собой. Края подрезаются и получается шип. Аналогично делается проушина, только её середину нужно выбрать узкой плоской стамеской.
Если глубина пропила при запиливании шипов и проушин недостаточная, следует углубить пропилы ножовкой.
Инструменты для резьбы.
Для резьбы применяется набор стамесок и два ножа. Сразу скажем, что если не занимаетесь резьбой профессионально, вам совсем необязательно иметь полный набор стамесок. Полный набор довольно велик, и добрая половина стамесок не будет применяться.
Для плоскорельефной резьбы при изготовлении наличников для окон применяется небольшая часть набора стамесок. Рассмотрим, какие стамески нам необходимы для элементов плоскорельефной резьбы для резных наличников окон.
- плоские стамески размерами 7 мм, 12 мм, 20 мм.
- полукруглые стамески бывают шириной 5-25 мм. Также бывают отлогие, средние и круглые полукруглые стамески.
- полукруглые стамески, имеющие ширину от 2 до 15 мм, и изогнутые по длине называются стамески-клюкарзы.
- стамески, имеющие лезвие, изогнутое под углом 50-70 градусов в поперечном сечении и шириной от 5 до 15 мм – стамески-уголки.
- узкие полукруглые стамески шириной лезвия от 2 до 5мм и изогнутые в нижней части, называются стамески-цезарики.
- нож, конец лезвия которого сточен на 30 градусов и лезвие которого заточено на клин, называется ножом-косяком.
- нож, с закруглённым лезвием, заточенным на клин, называется нож-резак.
Вот такие инструменты применяются для изготовления такой красоты как резные наличники на окна. В следующей статье мы расскажем, как же собственно изготавливаются наличники.
Как сделать простой наличник с накладной резьбой?
Вы должны знать, что основой наличника является рама, для изготовления которой применяется доска, толщина которой составляет 30-40 мм. Внутренняя ширина доски, должна при открытии окон наружу, позволять окнам раскрываться на 90 градусов. Это основное правило. Другие параметры резного наличника подбираются по нужным вам размерам. Не забудьте предварительно сделать рисунок или схему, с соблюдением масштаба. Впоследствии по этому масштабу вы будете работать, и уточнять размеры наличника.
Рама соединяется шипами. Хотя при необходимости можно соединить вполдерева. Обычно еще с древности большое внимание уделялось украшению верхней части наличника. Его еще называют навершие или кокошник. Чаще всего украшением кокошника являлось изображение Солнца. Верхние углы навершия, при необходимости (ширина доски недостаточная) наращивают, присоединяя его шипами или клеем.
При этом нужно учитывать, что клей подойдет не всякий. Нужно иметь в виду, что деревянные детали находятся на открытом воздухе, под дождем, поэтому клей должен быть синтетический. Если клеить органическим клеем – он быстро придет в негодность от воздействия грибков и плесени.
Нижнюю часть рамы нужно делать резными. Нижняя часть также называется «полотенчики». Рисунок резьбы обычно делается аналогичным рисунку в верхней части резного наличника.
Дальше нужно закрепить гвоздями обрамление наличника внутри. Верхняя планка изготавливается из доски, толщина которой 20 мм. Нижняя часть или водоотбойная планка из доски 30 мм. Обычно водоотбойная планка делается с наклоном наружу для стека воды. Нужно делать начало скоса сразу под брусками рамы для слива.
Верхняя и нижняя рамки должны выступать на заднюю сторону рамы, таким образом, чтобы закрыть неровности стены. С той же целью вертикально прибиваются узкие рейки по обеим сторонам.
Сверху верхней планки закрепляются две дощечки четырехугольной формы. Их толщина должна быть 40 мм и иметь контурную резьбу. После этого сверху необходимо прибить крышу. Следует отметить, что стыки этих досок основательно подгоняются, смазываются клеем и только после этого прибиваются гвоздями.
 
http://green-dom.info/5-%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B8/%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0-5-%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B8/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/
http://chimtek.ru/doma-iz-kirpicha-i-betona/1534-ornamenty-domovoy-rezby-spravochnik-lesomaterialy-i-derevyannoe-stroitelstvo.html
http://www.zs-z.ru/zagorodnoe-stroitelstvo/arxitektura-i-dizajn/derevyannyie-uzoryi-sogrevayut-dushu.html